Главная | Регистрация | Вход Пятница, 21.11.2025, 07:37

Персональный сайт Бобрик Ольги

Содержание
Искать
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • На сайте

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Войти
    Календарь
    «  Январь 2014  »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    Архив записей

    Праздники

    Главная » 2014 » Январь » 26 » "Колядки!"
    12:27
    "Колядки!"

    Предлагаю вам сценарий занятия в разновозрастной группе детского сада (возраст детей 4-7 лет) .

    Занятие по теме: «Святки-колядки»

    Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования) .

    2. Разучить святочные песни.

    3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

    4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

    МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Коляда, личина Шишка, костюмы и маски колядующих, 6 горшков, полотенце, булка, колечко, лента, пуговица, прутик, веник, платки и пояса для всех детей группы, мешок для сбора угощений, поднос и рушник, пряники «Козули».

                                                    Ход занятия.

    В зал под музыку песни «Зимушка хрустальная» (можно взять любой ранее изученный зимний хоровод) входят дети и становятся в круг.

    Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку, под которую вошли в зал? (Ответы). Правильно – это песня «Зимушка хрустальная». Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню в хороводе.

    (Исполняется песня «Зимушка хрустальная»)

    Воспитатель. Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось, вы очень хорошо спели и красиво исполнили движения. А теперь вы можете пройти на свои места.

    Дети проходят к стульчикам, которые расположены вдоль стены. Музыкальный руководитель надевает на себя накидку и платок.

    Воспитатель. Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники. Для того, чтобы вы стали похожи на меня, я предлагаю вам тоже одеть костюмы. Оглянитесь назад – на стульчиках для девочек висят платочки, а для мальчиков пояса. Девочки повязывают платки, а мальчики выправьте рубашки и подвяжите их поясами. Вот теперь все готовы, и я могу начинать.

    Воспитатель  садиться перед детьми на стульчик и начинает свой рассказ.

    Воспитатель. Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещенье? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу одну историю. Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали ёлку. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

    Гадание на горшках. Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Музыкальный руководитель разучивает с девочками старшего возраста припевку для гадания. Дети идут по кругу и Горшочек с вершочек,

    Скажи нам, дружочек:

    Что сбудется, станется?

    Плохое пусть останется.

    Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует) :

    ·         - полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

    ·         - булка. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

    ·         - колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

    ·         - лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

    ·         - пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

    ·         - прутик. А это к веселью, к новой игре.

    Воспитатель. Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

                                Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

                                Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в новую игру.

                             Этот прутик выпал из веника, а значит, играть будем с веником поют:

    (Проводится игра «Метёлка)

    Воспитатель. Ну что, ребята, понравились вам наши гадания? А теперь пора узнать как же на Руси колядовали. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки.

                      К нам пришла коляда, накануне Рождества,

                     Будет с нами коляда до самого Рождества.

                     Пошла коляда  сконца в конец.

                     Ой. Коляда-коляда, колядица моя.

    Марина Николаевна  будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Никита  у нас будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы.  Вите  наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей.  Валеря будет птицей, а Ане  дадим личину – она будет Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы, а вы, ребята, слушайте внимательно.

    (Исполняется песня «Коляда-Маляда»)

                           Авсень, авсень, ходим по всем.

                          Открывайте двери, подымай с постели.

                            Открывай окно, запускай Рождество.

                           Открывай сундучки, доставай пяточки.

                                 Выноси скорей, не морозь детей.

    Хозяйка.  Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай сой мешой, Мехоноша.

     Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

    Воспитатель. Ребята, раз вы получили угощенье, так надо и отблагодарить хозяйку.

                          Чтобы в поле уродило.

                          Чтоб  в хлеву удвоило,

                          Чтобы детки подрастали,

                           Чтобы девок замуж взяли.

                          Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

    (Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке»)

    Воспитатель. Ну что ж, песню вы спели хорошо. А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков. Так как Коляда – это не женщина и не мужчина – лица нет. Но думаю, всё равно вам будет интересно с ней поиграть. Берите и не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции.



    Просмотров: 559 | Добавил: Olga_bobrik | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright Бобрик Ольга© 2025