Главная | Регистрация | Вход Воскресенье, 10.11.2024, 23:44

Персональный сайт Бобрик Ольги

Содержание
Категории раздела
Cтатьи [96]
Искать
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • На сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Войти

    Методические разработки

    Главная » Статьи » Cтатьи

    Игры по экологии
    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.
    Для дошкольников.
    Материал подготовила Бобрик О.А.


    Пластическая игра "Буря на мор". 
    Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу. 

    Игра "Изобрази". 
    Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы: 
    Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю. 

    Пластическая игра "Танец бабочек". 
    К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки. 

    Игра "Чья птица улетит дальше?" 
    Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела. 

    Игра "Журавли-журавли". И
    Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова. 


    Игра "Ласточки и мошки". 
    Играющие - мошки - летают по поляне и напевают: 
    Мошки летают! 
    Ласточку не замечают! 
    Жу-жу! Жу-жу! 
    Зу-зу! Зу-зу! 
    Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке. 

    Игра "Птица без гнезда". 
    Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком - гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке. 
    Игра "Пищевые цепочки на лугу". 
    Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. 
    Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается. 
    растения - гусеница - птица 
    злаковые травы - грызуны - змеи 
    злаковые травы - мышь - хищные птицы 
    трава - кузнечик - луговые птицы 
    насекомые и их личинки - крот - хищные птицы 
    тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы 
    травы (клевер) - шмель 
    Игра "Пищевые цепочки водоёма". 
    Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма. 
    Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: 
    комар - лягушка - цапля 
    червячок - рыбка - чайка 
    водоросли - улитка - рак 
    ряска - малёк - хищная рыба 

    Игра "Пищевые цепочки в лесу". 
    Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу. 
    Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением рас-тений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: 
    растения - гусеница - птицы 
    растения - мышка - сова 
    растения - заяц - лиса 
    насекомые - ежи 
    грибы - белки - куницы 
    лесные злаки - лось - медведь 
    молодые побеги - лось - медведь 

    Игра "С чем нельзя в лес ходить?" 
    Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу. 
    Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или
     иллюстрации с изображением: ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.






     

    Дидактические игры для обогащения экологических представлений.
                                              
                                          «Волшебный поезд»
    Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
    Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.
    Ход игры 
    Вос-ль: на столе перед командой лежит «поезд».
    Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника), которые сидят за отдельными столами. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.
    Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
    Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

    «Зоологическая столовая»
    Цель: Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
    Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)
    Ход игры
    Играют две команды по 3-5 человек.
    Вос-ль: как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим.
    Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
    «Лесной многоэтажный дом»
    Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представление об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
    Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.
    Ход игры
    I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
    II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
    Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

                                                «Кто рядом живет»
    Цель: обобщить представления детей о луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
    Материал: Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цветов.
    Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что они обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
    Ход игры
    В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цветов. Дети надевают маски (шапочки).
    Вос-ль: определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
    После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

                                               «Живые цепочки»
    Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
    Материал: Маски (шапочки) животных и растений.
    Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле).
    Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом  многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
    Ход игры
    Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.
    Вос-ль: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
    Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.
    На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
    На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
    Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.  

                                           
                                  «Путешествие в лес»

     
    Цель: способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения.
    Материал: Старичок-лесовичок (кукла); 3 коробки с одинаковыми комплектами картинок с изображением растений и животных леса, луга, водоема (наклеенные на плотный картон и с подставками); эмблемы.
    Ход игры
    Игра может проводиться на свежем воздухе или в помещении. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в лес. При входе в лес их встречает Старичок-лесовичок (за него говорит взрослый).
    Старичок-лесовичок: Здравствуйте ребята! Лес гостям рад. Но прежде чем  вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли вы правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые я произнесу, правильную. 
    1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 
    В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями бросаться, цветы рвать, венки плести – зелень не жалко, еще вырастет!
    2. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
    Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо природе.
    Дети отвечают. 
    Старичок-лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес. Воспитатель приглашает лесовичка пойти с ними. На привале он загадывает детям загадки. За каждый правильный ответ Старичок-лесовичок дает эмблему «Знаток леса».
    Старичок-лесовичок. Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
    1. Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.
    2. Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?
    3. Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
    4. Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
    5. Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот лес не покинул. Почему?
    Дети отвечают на вопросы.
    Затем, все выходят на пустую площадку. Старичок-лесовичок сетует, что здесь ничего не растет. Воспитатель предлагает детям создать лес, луг и озеро.
    В разных местах площадки стоит три коробки, в которых находятся картинки с изображением растений и животных леса, луга и озера. Дети делятся на три команды. С помощью жребия определяют, какое из природных сообществ каждая команда будет создавать. Дошкольники отбирают картинки с природными объектами выбранного ими сообщества и выставляют их. Старичок-лесовичок проверяет выполнение задания и награждает призами ту команду, которая первой правильно справилась с работой. 
     


             ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
      
                                 «Птички на кормушках»
    Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.
    Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,
    Игровое действие.
    Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.
    Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.
    Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача Н. В. Виноградовой «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,
    Ход игры
    Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры.
    Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе -- картинки-вставки.)
    1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
    Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
    2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
    Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
    3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
    Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
    4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
    Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
    5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
    1) Зимой на ветках яблоки,
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…
    (Снегири).
    Чернокрылый, красногрудый
    И зимой найдет приют.
    Не боится он простуды,
    С первым снегом тут как тут.
    (Снегирь.)
    Свои ответы дети сопровождают показом картинки.
    2) Непоседа, невеличка,
    Желтая почти вся птичка.
    Любит сало и пшеничку.
    Кто узнал ее?
    (Синичка.)
    3) Уличный мальчишка
    В сером армячишке
    По двору шныряет,
    Крошки собирает,
    По полям кочует,
    Коноплю ворует.
    (Воробей.)
    4) Гладенький, аккуратненький.
    Урчит, воркует,
    Дружка целует.
    (Голубь.)
    В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает свежий корм.
    Для формирования у дошкольников представления о природе как едином целом мы использовали рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», 3. Плохий «Кто нужнее?». Здесь в доступной форме рассказывается о существующих в природе взаимосвязях и взаимозависимостях (зачем нужны насекомые, земноводные, рептилии, растения и т.д.). С целью закрепления этих знаний проводили игру «Пирамидки».



    Категория: Cтатьи | Добавил: Olga_bobrik (03.11.2013)
    Просмотров: 904 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright Бобрик Ольга© 2024