Главная | Регистрация | Вход Воскресенье, 10.11.2024, 23:43

Персональный сайт Бобрик Ольги

Содержание
Категории раздела
Cтатьи [96]
Искать
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • На сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Войти

    Методические разработки

    Главная » Статьи » Cтатьи

    Познавательное занятие
    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
     ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
     «СМОТРИ ВО ВСЕ ГЛАЗА ! »
    Январь – 2014г
          
    Цель:  дать представление о том, что глаза  являются одним из основных органов  чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку.

    Словарь: расширять пассивный и активный словарь дошкольников: зрачок, сетчатка, радужная оболочка, зрительный нерв, глазное яблоко, хрусталик, мышцы глаза.
    Предварительная работа:
    1. Разучивание комплекса  упражнений для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов.
    2. Разучивание комплекса упражнений для активизации работы мышц глаз.
    3. Предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастик для глаз, массаж глаз.
    4. Беседы по теме «Зрение» + дидактические и подвижные игры:
    «Рассмотри куст» - тренировать наблюдательность, зрительную память
    «Найти одинаковые предметы» - тренируем представления детей о пространстве и расстоянии
    «Фотограф»  - на развитие зрительной памяти.
    5. Сюжетно-ролевая игра «Больница» - ведет прием врач окулист.
    6. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»
    Наглядный материал:
    1. Иллюстрации: изображение глаз с разной радужной оболочкой (4 шт.)
    2. Иллюстрации: «Строение глаза», «Как устроен глаз?»
    3. Картинки «Продукты питания»
    4. Правила по охране зрения.
    5. Альбом «Смотри во все глаза!»
    6. Игрушка «Пчелка»
    7. Фотоаппарат
    8. Кукла Маша в медицинском халате.
    Ход занятия:

     В гости приходит кукла Маша в медицинском халате. 
    - Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.

    На двух колах бочка,
    На бочке – кочка,
    А на кочке – лес.
                            (человек)
    Горшочек умен,
    семь дырочек в нем.
                             (голова)
    Два Егорки
    Живут возле горки,
    Живут  дружно,
    А  друг на друга не глядят.
                                  (глаза)
    Два соседа – непоседы,
    День на работе,
    Ночь на отдыхе.
                                  (глаза)

    Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.
    Воспитатель: 
    - Ребята, как вы думаете,  почему? (Ответы детей: с помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.)
    - Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз? (Хотим.)
    Маша достает фотоаппарат.
    - Ребята, что это такое?  (Фотоаппарат)
    - Посмотрите, я сейчас нажму  на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось маленькое  круглое  отверстие)
    - Да, через  это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней  то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?  (Маленький цветной кружок, черную точку посередине.) 
     - Этот  кружок называется  радужная оболочка. У одних он  коричневый, у других – зеленый, у кого-то голубой. (Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глаза и определить цвет радужной оболочки)         А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают  внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
    - Ребята, посмотрите, что принесла нам Маша. (Плакат «Строение глаза». Дети рассматривают и  обсуждают).
    - Зрение - это способность видеть.  Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает только любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым, прозрачным именем – хрусталик.
       Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза, и по нервам, как по телефонным проводам, сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение. Человек видит то, на что он смотрит.
    Показать на плакате: зрачок, хрусталик, радужную оболочку, сетчатку, мышцы глаза, зрительный нерв.
    Воспитатель: 
    - А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с пчелкой.
    Физкультминутка  «Пчелка». При условии, что дети не поворачивают голову, следят за пчелкой только глазами, работают со схемой Базарного на стене.
    Воспитатель: 
    - Как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки? (Ответы детей)
    - Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь  бровей ( показать на плакате). Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко (показать на плакате). Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите.
    Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами.
    - Что случилось с вашими   глазами? (Дети рассказывают о реакции своих глаз).
    Воспитатель: 
    - Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. А какие беды вы мне поможете  ответить.
    Маша предлагает поиграть в игру «Хорошо - плохо». Она достает рисунки с изображением  детей в различных ситуациях( или кукла сама проигрывает данные ситуации).
    - Ребята, давайте, сравним эти картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет. Если дети считают что то, что изображено на рисунке хорошо (правильно) для глаз -  они хлопают в ладоши, а если  - плохо, то закрывают глаза,  руками показывая  «крест».(Воспитатель использует схемы)
    1. Ребенок трет глаза грязными руками.
    2. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
    3. Ребенок читает в транспорте.
    4. Ребенок читает лежа в постели.
    5. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
    6. Ребенок смотрит телевизор или играет  на компьютере, сидя близко к экрану.
    7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном  расстоянии от экрана. (3 м)
    Воспитатель: 
    - На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения (картинки с изображением таких людей). Как их называют? (Ответы детей: Их называют слепыми).  Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (Ответы детей: трудно, они не получают информацию об окружающем виде).
    - Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем помочь ему? (Ответы детей: можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарство в аптеке и т.п.)
    Гимнастика для глаз «Жмурки».(Эта игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего)
    Завязать ребенку чистым платком глаза. С завязанными глазами он должен поймать кого-либо из ребят (или определить на ощупь  незнакомый)предмет.
    Воспитатель: 
    - Ребята, так что надо делать, чтобы глаза ваши были здоровыми?(Ответы детей: беречь глаза, охранять от пыли, грязи, соблюдать правила при просмотре телевизора и т.п., тренировать-делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.)
    - Ребята, а вы знаете какие продукты наиболее полезны для наших глаз? (Ответы детей: морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т.д.)  Ребята из набора картинок «Продукты» выбирают наиболее полезные для глаз . (Д/игра проводится для детей всей группы, картинки -  на столах).
     Воспитатель: - А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.
    Физкультминутка «Самолет»
    Пролетает самолет,
    С ним собрался я в полет.
    (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом»)
    правое крыло отвел, посмотрел.
    Левое крыло отвел, посмотрел.
    (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
    я мотор завожу
    и внимательно гляжу.
    (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
    Поднимаюсь ввысь, лечу,
    Возвращаться не хочу.
    (Встают на носочки и выполняют летательные движения).
    Воспитатель: 
    - А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения:
    1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
    2. Умывайся ежедневно с мылом.
    3. Нельзя близко(на расстоянии не менее 3 м) и долго смотреть телевизор (более 1 часа), играть в компьютерные игры (не более 15 минут).
    4. Нельзя читать в транспорте.
    5. Нельзя читать, рисовать  лежа в постели.
    6. Нужно читать, рисовать за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать  слева.
    7. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
    8. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
    9. Нужно есть продукты с витаминами.
    10. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
    11. Нужно гулять на свежем воздухе.
    Упражнения для активизации работы мышц глаза
    Комплекс 1. 
    Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (И.П. – сидя).
    1. Плотно закрыть, а затем  широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).
    2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы ( 3- 4раза).
    3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек.(3 – 4 раза).
    4. Быстро моргать ( 1 мин.)
    5. Смотреть вдаль, сидя перед окном ( 3 – 4 мин.).
    Воспитатель:
     - Глаза наши незаменимые помощники. Вы знаете, что глаза могут рассказать доктору, что человек болен и ему нужна помощь? У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят: глаза – зеркало души, и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Поэтому берегите и охраняйте их.

    Категория: Cтатьи | Добавил: Olga_bobrik (08.02.2014)
    Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright Бобрик Ольга© 2024