ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ» «СМОТРИ ВО ВСЕ ГЛАЗА ! » Январь – 2014г Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку.
Словарь: расширять пассивный и активный словарь дошкольников: зрачок, сетчатка, радужная оболочка, зрительный нерв, глазное яблоко, хрусталик, мышцы глаза. Предварительная работа: 1. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов. 2. Разучивание комплекса упражнений для активизации работы мышц глаз. 3. Предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастик для глаз, массаж глаз. 4. Беседы по теме «Зрение» + дидактические и подвижные игры: «Рассмотри куст» - тренировать наблюдательность, зрительную память «Найти одинаковые предметы» - тренируем представления детей о пространстве и расстоянии «Фотограф» - на развитие зрительной памяти. 5. Сюжетно-ролевая игра «Больница» - ведет прием врач окулист. 6. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза» Наглядный материал: 1. Иллюстрации: изображение глаз с разной радужной оболочкой (4 шт.) 2. Иллюстрации: «Строение глаза», «Как устроен глаз?» 3. Картинки «Продукты питания» 4. Правила по охране зрения. 5. Альбом «Смотри во все глаза!» 6. Игрушка «Пчелка» 7. Фотоаппарат 8. Кукла Маша в медицинском халате. Ход занятия:
В гости приходит кукла Маша в медицинском халате. - Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.
На двух колах бочка, На бочке – кочка, А на кочке – лес. (человек) Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова) Два Егорки Живут возле горки, Живут дружно, А друг на друга не глядят. (глаза) Два соседа – непоседы, День на работе, Ночь на отдыхе. (глаза)
Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей: с помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.) - Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз? (Хотим.) Маша достает фотоаппарат. - Ребята, что это такое? (Фотоаппарат) - Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось маленькое круглое отверстие) - Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, черную точку посередине.) - Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других – зеленый, у кого-то голубой. (Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глаза и определить цвет радужной оболочки) А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть. - Ребята, посмотрите, что принесла нам Маша. (Плакат «Строение глаза». Дети рассматривают и обсуждают). - Зрение - это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает только любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым, прозрачным именем – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза, и по нервам, как по телефонным проводам, сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение. Человек видит то, на что он смотрит. Показать на плакате: зрачок, хрусталик, радужную оболочку, сетчатку, мышцы глаза, зрительный нерв. Воспитатель: - А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с пчелкой. Физкультминутка «Пчелка». При условии, что дети не поворачивают голову, следят за пчелкой только глазами, работают со схемой Базарного на стене. Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки? (Ответы детей) - Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей ( показать на плакате). Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко (показать на плакате). Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите. Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами. - Что случилось с вашими глазами? (Дети рассказывают о реакции своих глаз). Воспитатель: - Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. А какие беды вы мне поможете ответить. Маша предлагает поиграть в игру «Хорошо - плохо». Она достает рисунки с изображением детей в различных ситуациях( или кукла сама проигрывает данные ситуации). - Ребята, давайте, сравним эти картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет. Если дети считают что то, что изображено на рисунке хорошо (правильно) для глаз - они хлопают в ладоши, а если - плохо, то закрывают глаза, руками показывая «крест».(Воспитатель использует схемы) 1. Ребенок трет глаза грязными руками. 2. Ребенок вытирает глаза чистым платком. 3. Ребенок читает в транспорте. 4. Ребенок читает лежа в постели. 5. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате. 6. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидя близко к экрану. 7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана. (3 м) Воспитатель: - На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения (картинки с изображением таких людей). Как их называют? (Ответы детей: Их называют слепыми). Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (Ответы детей: трудно, они не получают информацию об окружающем виде). - Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем помочь ему? (Ответы детей: можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарство в аптеке и т.п.) Гимнастика для глаз «Жмурки».(Эта игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего) Завязать ребенку чистым платком глаза. С завязанными глазами он должен поймать кого-либо из ребят (или определить на ощупь незнакомый)предмет. Воспитатель: - Ребята, так что надо делать, чтобы глаза ваши были здоровыми?(Ответы детей: беречь глаза, охранять от пыли, грязи, соблюдать правила при просмотре телевизора и т.п., тренировать-делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.) - Ребята, а вы знаете какие продукты наиболее полезны для наших глаз? (Ответы детей: морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т.д.) Ребята из набора картинок «Продукты» выбирают наиболее полезные для глаз . (Д/игра проводится для детей всей группы, картинки - на столах). Воспитатель: - А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули. Физкультминутка «Самолет» Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом») правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, посмотрел. (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) я мотор завожу и внимательно гляжу. (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом) Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу. (Встают на носочки и выполняют летательные движения). Воспитатель: - А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения: 1. Нельзя тереть глаза грязными руками. 2. Умывайся ежедневно с мылом. 3. Нельзя близко(на расстоянии не менее 3 м) и долго смотреть телевизор (более 1 часа), играть в компьютерные игры (не более 15 минут). 4. Нельзя читать в транспорте. 5. Нельзя читать, рисовать лежа в постели. 6. Нужно читать, рисовать за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева. 7. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей. 8. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов. 9. Нужно есть продукты с витаминами. 10. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль. 11. Нужно гулять на свежем воздухе. Упражнения для активизации работы мышц глаза Комплекс 1. Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (И.П. – сидя). 1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз). 2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы ( 3- 4раза). 3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек.(3 – 4 раза). 4. Быстро моргать ( 1 мин.) 5. Смотреть вдаль, сидя перед окном ( 3 – 4 мин.). Воспитатель: - Глаза наши незаменимые помощники. Вы знаете, что глаза могут рассказать доктору, что человек болен и ему нужна помощь? У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят: глаза – зеркало души, и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Поэтому берегите и охраняйте их.
|