Главная | Регистрация | Вход Суббота, 21.09.2024, 05:58

Персональный сайт Бобрик Ольги

Содержание
Категории раздела
Cтатьи [96]
Искать
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • На сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Войти

    Методические разработки

    Главная » Статьи » Cтатьи

    познавательное занятие из цикла "Познай себя"

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

     ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

     

    «СЛУШАЙ   ВО ВСЕ  УШИ !»

     

     

    Январь 2014г

    Цель. Дать элементарные представления об органах слуха, дать понятия об основных функциях уха, уточнить, что уши у всех имеют разную форму,  как у человека, так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучение элементам  самомассажа ушной раковины.

    Словарь: ушная раковина,  среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие или слабослышащие люди,  слух, звук, голосовые связки.

     

    Материал. Игрушка – Чебурашка, письмо. Модель: строение уха. Рисунки: уши медведя, слона, Чебурашки, человека, белки, зайца; основные правила ухода за ушами;  к д/игре «Ухаживаем за ушами»; к загадке об ушах. Набор музыкальных инструментов: гитара, металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас. Иллюстрации: к сказке «Три медведя». Картины: дельфина, кита, ежа, волка, кузнечика.

     Предварительная работа:

    1.       Обучение элементам  самомассажа ушной раковины.

    2.       Рассматривание иллюстраций одного из органов слуха – ушей.

    3.       Дидактические и подвижные игры:

    -          «Поиск сокровищ»

    -          «Птичьи песни»

    -          «Что это за звук?»

    -          «Испорченный телефон»

    -          «Кто позвал?»

    -          «Угадай, где можно услышать такие звуки?»

    -          «Угадай по звуку, что в баночке лежит?»

    -          «Определи по звуку» и др.

    Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки.

    4.       Беседа с детьми «Телевизор: хорошо или плохо?» (газета «Детский сад со всех сторон», май 2002г, с.14)

    5.       Сюжетно-ролевая игра «Больница» - Принимает врач ЛОР.

    Ход занятия:

    Дети стоят возле воспитателя.

    Воспитатель: Ребята, у нас новость. К нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками».

    (Детям предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши Чебурашки, уши зайца).

    Воспитатель: Кто же это такой? (ответы детей).

    Воспитатель: А как вы догадались? (ответы детей)

    Воспитатель:  А вот и наш гость. Проходи, пожалуйста. Чебурашка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, мягкие, большие. А что ты ими делаешь?

    Чебурашка: Не знаю.

    Воспитатель: Для чего они тебе?

    Чебурашка: Не знаю.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы детей).Чебурашка, а ты хотел бы узнать?  Тогда садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поговорим про уши и зачем они нам всем нужны.

    Воспитатель: Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. А что  можно услышать? (Ответы детей).

    Воспитатель:  Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть большими и сильными, как волны на море во время шторма. А могут быть маленькими, едва заметными, как круги от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду, через твердые предметы: двери, стены. Вот и сейчас  вы слышите посторонние звуки. Игра «Кто, что слышит?» - на развитие слухового внимания. (Ответы детей)

    Воспитатель: Хотите узнать ,что такое звук?. Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и смотрите.(Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает, слушаем звук и видим дрожание струны). От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало  щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?

    Воспитатель: Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесем свое имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос  по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. (Дети экспериментируют)

    Воспитатель: В сказке «Три медведя» все герои разговаривали по –разному. Как  говорили медведи в сказке одну и ту же фразу: «Кто хлебал  из моей чашки?». А ваши внимательные ушки услышат  разницу. (Воспитатель предлагает трем детям произнести  фразу, представляя героев сказок – Дети отгадывают.)

    Воспитатель: С одним заданием вы справились легко, а сумеете ли вы определить инструменты по звучанию?

    Проводится игра «Угадай по звучанию». За ширмой звучат музыкальные инструменты – металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас. Дети должны отгадать, какой инструмент звучал.

    Воспитатель: Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки? (Ответы детей:слышим мы эти звуки благодаря нашим ушам.) А как вы думаете, сколько ушей у человека? (ответы детей)

    Воспитатель: (Воспитатель выставляет схему – плакат на мольберт.) Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два  видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Ушная раковина лишь собирает звук и направляет его в слуховой проход. Там дальше прячутся еще среднее ухо, а за ним и внутреннее. Так что у нас не два уха, а целых шесть! В конце слухового прохода есть тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. За перепонкой находится среднее ухо. Оно состоит из трех маленьких косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а оттуда на стремечко. Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют ушной улиткой. Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и отправляет в мозг. Мозг очень быстро переводит этот сигнал и … о радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика. Человек с нормальным слухом слышит  шаги лишь в 5 м от себя, волк за 50 м. Отличным слухом  обладают ежи, дельфины, киты. У большинства животных уши располагаются на голове, как и у человека. Но вот у кузнечика он расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться, а у рыб уши располагаются по бокам.

    Чебурашка: Чтобы слух был  хорошим, я научу вас делать  массаж ушей.

    Массаж уха ( по китайской медицине):

    ü  Загибание вперед ушных раковин: быстро загнут вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует  улучшению самочувствия всего организма.)

    ü  Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5 – 6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

    ü  Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20 – 30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллегри.)

    ü  Растирание ушей ладонями.

    Воспитатель: Ребята,  иногда  люди не слышат. Как мы называем таких людей? ( глухими или слабослышащими). Давайте с вами закроем уши (дети закрывают уши). Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели и слух оставался  хорошим, нужно знать и выполнять основные правила: (детям предлагаются иллюстрации- схемы, они их рассматривают)

    -  Как вы думаете, какие?

    1.       не ковырять в ушах разными предметами.

    2.       не допускать попадания воды в уши.

    3.       защищать уши от сильного ветра.

    4.       защищать уши от сильного шума.

    5.       очень сильно не сморкаться.

    Подарить правила  Чебурашке.

    Чебурашка читает стихотворение  Э. Машковской:

    - Доктор, доктор,как нам быть?

    Уши мыть или не мыть?

    Если мыть, то как нам быть?

    Часто мыть или пореже?

    Отвечает доктор: «Еже!» -

    Отвечает доктор гневно:

    «Еже-еже-ежедневно!»

    Чебурашка задает задание детям: А как надо чистить уши? Внимательно рассмотрите рисунки и выберите правильный ответ (умываться, спички, спица, скрепка, карандаш, гвоздь, шпилька, ватная палочка) Рисунки на мольберте.  Обоснованные ответы детей.

    Чебурашка напоследок загадывает загадку «Две куколки на кровельки сидят»

    Дети отгадывают: УШИ.

    В свободной деятельности можно поиграть в игры на развитие слухового внимания, слуха:

    «Испорченный телефон»

    «Кто позвал?»

    «Угадай, где можно услышать такие звуки?»

    «Угадай по звуку, что в баночке лежит?»

    «Определи по звуку» и др.

     

     

     

    Категория: Cтатьи | Добавил: Olga_bobrik (21.01.2014)
    Просмотров: 1296 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright Бобрик Ольга© 2024