ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
«СЛУШАЙ ВО ВСЕ
УШИ !»
Январь 2014г
Цель. Дать элементарные представления
об органах слуха, дать понятия об основных функциях уха, уточнить, что уши у
всех имеют разную форму, как у человека,
так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятельность различать
силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.
Словарь: ушная раковина, среднее
ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие
или слабослышащие люди, слух, звук,
голосовые связки.
Материал. Игрушка – Чебурашка, письмо. Модель: строение уха. Рисунки: уши
медведя, слона, Чебурашки, человека, белки, зайца; основные правила ухода за
ушами; к д/игре «Ухаживаем за ушами»; к
загадке об ушах. Набор музыкальных инструментов: гитара, металлофон, барабан,
дудочка, треугольник, бубен, маракас. Иллюстрации: к сказке «Три медведя».
Картины: дельфина, кита, ежа, волка, кузнечика.
Предварительная работа:
1.
Обучение
элементам самомассажа ушной раковины.
2.
Рассматривание
иллюстраций одного из органов слуха – ушей.
3.
Дидактические
и подвижные игры:
-
«Поиск
сокровищ»
-
«Птичьи
песни»
-
«Что это за
звук?»
-
«Испорченный
телефон»
-
«Кто
позвал?»
-
«Угадай, где
можно услышать такие звуки?»
-
«Угадай по
звуку, что в баночке лежит?»
-
«Определи по
звуку» и др.
Цель: развивать слух, слуховое внимание,
учить различать звуки.
4.
Беседа с
детьми «Телевизор: хорошо или плохо?» (газета «Детский сад со всех сторон», май
2002г, с.14)
5.
Сюжетно-ролевая
игра «Больница» - Принимает врач ЛОР.
Ход занятия:
Дети стоят
возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, у нас новость. К нам
пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые
большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками».
(Детям
предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши Чебурашки, уши
зайца).
Воспитатель:
Кто же это
такой? (ответы детей).
Воспитатель:
А как вы
догадались? (ответы детей)
Воспитатель: А вот и наш гость. Проходи, пожалуйста. Чебурашка, тебя дети
узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, мягкие, большие. А что ты ими
делаешь?
Чебурашка: Не знаю.
Воспитатель:
Для чего они
тебе?
Чебурашка: Не знаю.
Воспитатель:
Ребята, а вы
знаете, для чего нужны уши? (Ответы
детей).Чебурашка, а ты хотел бы узнать?
Тогда садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поговорим про уши и зачем они
нам всем нужны.
Воспитатель:
Правильно, с
помощью ушей мы с вами слышим. А что
можно услышать? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть большими и сильными,
как волны на море во время шторма. А могут быть маленькими, едва заметными, как
круги от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду,
через твердые предметы: двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки. Игра «Кто, что
слышит?» - на развитие слухового внимания. (Ответы
детей)
Воспитатель:
Хотите
узнать ,что такое звук?. Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и
смотрите.(Воспитатель берет гитару и
перебирает все струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает,
слушаем звук и видим дрожание струны). От того, что дрожит струна,
появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок,
сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка
дрожит, пальцам стало щекотно. Звук
заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?
Воспитатель:
Теперь
давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесем
свое имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А
теперь давайте послушаем, как наш голос
по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и
громким, глухим и звонким, низким и высоким. (Дети экспериментируют)
Воспитатель: В сказке «Три медведя» все герои
разговаривали по –разному. Как говорили
медведи в сказке одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?». А ваши внимательные ушки
услышат разницу. (Воспитатель предлагает трем детям произнести фразу, представляя героев сказок – Дети
отгадывают.)
Воспитатель:
С одним
заданием вы справились легко, а сумеете ли вы определить инструменты по
звучанию?
Проводится
игра «Угадай по звучанию». За ширмой звучат музыкальные инструменты –
металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас. Дети должны
отгадать, какой инструмент звучал.
Воспитатель: Благодаря чему мы слышим
прекрасные звуки? (Ответы детей:слышим
мы эти звуки благодаря нашим ушам.) А как вы думаете, сколько ушей у человека? (ответы детей)
Воспитатель:
(Воспитатель выставляет схему – плакат на
мольберт.) Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных
внутри. Ушная раковина лишь собирает звук и направляет его в слуховой проход.
Там дальше прячутся еще среднее ухо, а за ним и внутреннее. Так
что у нас не два уха, а целых шесть! В конце слухового прохода есть тонкая
пленочка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда
звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. За перепонкой
находится среднее ухо. Оно состоит из трех маленьких косточек: молоточка,
наковальни и стремечка. Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает
дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а
оттуда на стремечко. Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик
улитки. Его так и называют ушной улиткой. Внутри улитка заполнена жидкостью.
Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв
воспринимает этот сигнал и отправляет в мозг. Мозг очень быстро переводит этот
сигнал и … о радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика.
Человек с нормальным слухом слышит шаги
лишь в 5 м от себя, волк за 50 м. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты. У большинства
животных уши располагаются на голове, как и у человека. Но вот у кузнечика он
расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться, а у
рыб уши располагаются по бокам.
Чебурашка: Чтобы слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей.
Массаж уха (
по китайской медицине):
ü Загибание вперед ушных раковин: быстро загнут вперед всеми
пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма.)
ü Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного
пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5 – 6 раз. (Полезно при закаливании горла
и полости рта)
ü Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок.
Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20 – 30 секунд. (Массаж
стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при
аллегри.)
ü Растирание ушей ладонями.
Воспитатель:
Ребята, иногда
люди не слышат. Как мы называем таких людей? ( глухими или
слабослышащими). Давайте с вами закроем уши (дети
закрывают уши). Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно жить
без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели и слух
оставался хорошим, нужно знать и
выполнять основные правила: (детям
предлагаются иллюстрации- схемы, они их рассматривают)
- Как вы думаете, какие?
1.
не ковырять
в ушах разными предметами.
2.
не допускать
попадания воды в уши.
3.
защищать уши
от сильного ветра.
4.
защищать уши
от сильного шума.
5.
очень сильно
не сморкаться.
Подарить правила Чебурашке.
Чебурашка читает стихотворение
Э. Машковской:
- Доктор, доктор,как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: «Еже!» -
Отвечает доктор гневно:
«Еже-еже-ежедневно!»
Чебурашка задает задание детям: А как надо чистить уши?
Внимательно рассмотрите рисунки и выберите правильный ответ (умываться, спички,
спица, скрепка, карандаш, гвоздь, шпилька, ватная палочка) Рисунки на мольберте.
Обоснованные ответы детей.
Чебурашка напоследок загадывает загадку «Две куколки на кровельки
сидят»
Дети отгадывают: УШИ.
В свободной деятельности можно поиграть в игры на развитие
слухового внимания, слуха:
«Испорченный телефон»
«Кто позвал?»
«Угадай, где можно услышать такие звуки?»
«Угадай по звуку, что в баночке лежит?»
«Определи по звуку» и др.
|