Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
воспитателя МКДОУ «Гоноховский детский сад №10 «Медвежонок»»
на основе профессионального стандарта «Педагог»
Бобрик Ольги Алексеевны
1.Самоанализ особенностей должностных функций воспитателя
дошкольного образования
Таблица 1
На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное) Программа «Детство».
Программа «Развитие».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
Н. М. Крылова «Дом радости».
Другая программа (указать, какая именно)
Количество воспитанников в группе на момент самоанализа 12чел.
Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное) – работа с одаренными детьми;
–работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
–обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;
–работа в разновозрастной группе;
–работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;
–работа с детьми с ОВЗ;
–работа в группе кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания;
–работа в группе предшкольной подготовки, дошкольной группе в малокомплектной школе;
–другое (указать, что именно)
2. Самооценка профессиональных достижений воспитателя дошкольного образования
Таблица 2
Целевые ориентиры
в соответствии с ФГОС
дошкольного образования Сильные стороны профессиональной деятельности Профессиональные
дефициты
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий Создаю условия для развития у детей познавательного интереса. Использую проблемные ситуации, стимулирующие детей к проявлению интереса к деятельности
Ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении Формирую у детей навыки самообслуживания, начиная с раннего детства. Использую игровые приёмы, стихи, потешки при формировании культурно-гигиенических навыков.
Ребёнок владеет активной речью, включённой в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек Создаю игровые ситуации общения; включаю всех детей в речевые ситуации. Ежедневно использую упражнения на развитие речи: артикуляционная гимнастика, потешки, прибаутки, чистоговорки и т.д.
Ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого Являюсь во всём примером для детей. Вместе с детьми играю в игры. В сюжетно-ролевых играх показываю образец взрослого в разных ролях.
Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им Включаю всех детей в игровую совместную деятельность. Поощряю хорошие поступки детей, ставлю их в пример другим детям.
Ребёнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства Ежедневно использую игровые ситуации со стихами, рассматриваем интересные детям картины, слушаем музыку.
У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) Использую комплексы упражнений на развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребёнка складываются предпосылки грамотности
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений:
- необходимо обратить внимание на область развитие речи, мелкой моторики, проговаривание чистоговорок.
-необходимо развивать творческую активность ребёнка.
В остальном работа ведётся в правильном направлении.
3. Самооценка психолого-педагогическиой компетентности воспитателя дошкольного образования.
Таблица 3
№ Компетенции
(трудовые
действия) Самооценка в баллах
(0–2) Комментарий, примеры
своего взаимодействия
со специалистами
1. Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся 2 Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др.
2. Выявление логопедических проблему воспитанников 1 В детском саду нет логопеда, поэтому для выявление логопедических проблем у воспитанников обращаемся к районному логопеду.
3. Выявление психологических проблем у воспитанников 1 В детском саду нет психолога. Взаимодействуем со специалистом-психологом средней общеобразовательной школы.
Для выявления психолого-педагогических проблем у воспитанников проводит районная психолого-медико-педагогическая комиссия.
Выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности:
Взаимодействую со специалистами ДОУ, другими педагогами для выявления отклонений в развитии воспитанников
4.1 Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «педагог»
Таблица 4
№ Компетенции
(трудовые действия) Самооценка в баллах
(0–2) Комментарий
(обоснование выставленного балла)
1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 2 Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу, рабочие программы для каждой возрастной группы.
Дефициты: затрудняюсь объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля.
2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования 1 Достижение: знаю и понимаю положение и требования ФГОС ДО.
3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 1 Достижения: участвую в разработке и реализации программ развития ДОУ, вношу предложения по устранению недостатков.
Дефициты: нет образца, четких требований к программе развития.
4. Планирование и проведение учебных занятий 2 Достижения: умею составлять комплексно-тематический, календарно-тематический и перспективный планы. Оказываю помощь.
5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 2 Достижения: регулярно анализирую эффективность знаний.
6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 2 Достижения: осуществляю контроль и даю оценку в течении года на основе наблюдения за деятельностью воспитанников.
Дефициты: недостаток диагностических карт для 1младшей группы.
7. Формирование универсальных учебных действий 2 Достижения: формирую у детей желание получать новые знания.
8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) 2 Достижения: формирую у детей основные знания об ИКТ.
Дефициты: нет оборудования для работы подгруппами
9. Формирование мотивации к обучению 2 Достижения: побуждаю у воспитанников интерес к знаниям, желание узнавать новое.
10. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 1 Достижения: осуществляю мониторинг индивидуального развития 2раза в год.
Дефициты: недостаток в образцах индивидуальных карт.
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблиц 8 в соответствии с указанной трудовой функцией
4.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность»
Таблица 5
№ Компетенции
(трудовые действия) Самооценка в баллах
(0–2) Комментарий
(обоснование выставленного балла)
1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды 2 Достижения: осуществляю непрерывный контроль за поведением воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.
2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности 2 Достижения: реализую в своей деятельности современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, проектные, ИКТ-технологии
3. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера 2 Достижения: ставлю воспитательные цели способствующие развитию в детях таких качеств как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, честность, осознание вины.
4. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации 2 Достижения: организую свою воспитательную деятельность в соответствии с уставом ДОУ и правилами внутреннего распорядка.
5. Проектирование и реализация воспитательных программ 2 Достижения: основная общеобразовательная программа МКДОУ «Гоноховский детский сад №10 «Медвежонок»» несёт как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции.
6. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.) 2 Достижения: организую воспитательные возможности в различных видах деятельности.
7. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка) 2 Достижения: создаю игровые ситуации, приобщающие ребёнка к умению переживать и передавать свои эмоции.
8. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления - -
9. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации 2 Достижения: принимаю активное участие во всех традиционных мероприятиях жизни ДОУ
10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 2 Достижения: воспитываю разностороннею личность.
11. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде 2 Достижения: воспитываю уважение к детям другой нации и религии.
12. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка 2 Достижения: приобщаю родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.
4.3 Трудовая функция «Развивающая деятельность»
Таблица 6
№ Компетенции
(трудовые действия) Самооценка в баллах
(0–2) Комментарий
(обоснование выставленного балла)
1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития 1 Достижения: с помощью специалистов выявляю проблемы воспитанников.
Дефициты: затрудняюсь в составлении документов при необходимости отправления на ТПМПК
2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе 2 Достижения: поддерживаю и организую доброжелательную обстановку для воспитанников, поддерживаю комфортный микроклимат в коллективе.
3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка 2 Достижения: при оценки показателей динамики развития ребёнка, использую метод наблюдения и общения.
4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью - -
5. Оказание адресной помощи обучающимся 2 Достижения:осуществляю индивидуальный поход к каждому воспитаннику.
6. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума - -
7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребёнка - -
8. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу - -
9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 2 Достижения: формирую у детей гражданскую позицию, формирую культуру здорового и безопасного образа жизни.
10. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения 2 Достижения: формирую у воспитанников толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
11. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся 2 Достижения: формирую культуру поведения у воспитанников.
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.
4.4 Трудова функция «Педагогическая деятельность по реализации основных общеобразовательных программ
Таблица 7
№ Компетенции
(трудовые действия) Самооценка в баллах
(0–2) Комментарий
(обоснование выставленного балла)
1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2 Достижения: участвую в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии ФГОС. Умею разрабатывать рабочие программы.
2. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребёнка в период пребывания в образовательной организации 2 Достижения: участвую в создании безопасной и комфортной среды в условиях ФГОС
3. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами 2 Достижения: планирую свою деятельность в соответствии с ФГОС
4. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста 2 Достижения: провожу мониторинг 2раза в год, делаю анализ образовательной работы.
Дефициты: нет образцов карт.
5. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и/или дошкольного возраста - -
6. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями - -
7. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития 2 Достижения: занимаюсь саморазвитием, повышаю уровень компетенции.
8. Формирование психологической готовности к школьному обучению 2 Достижения: формирую положительную мотивацию к обучению в школе.
9. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья 2 Достижения: формирую доброжелательные отношения между сверстниками, создаю позитивный климат в группе; выстраиваю партнёрские взаимодействия с родителями.
10. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства 2 Достижения: использую все виды деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, конструирование.
11. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов 2 Достижения: создаю все условия для свободного выбора детьми игровой деятельности.
12. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 2 Достижения: поощряю детскую инициативу, оказываю помощь в разных видах деятельности.
13. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей 2 Достижения: учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей при планировании образовательного процесса.
Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.
Таблица 8
Компетенции (трудовые действия), оцененные
баллом «0» Ранжирование
дефицитов по годам
их восполнения Примечание
Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»
2016:
2017:
2018:
Трудовая функция «Воспитательная деятельность»
Трудовая функция «Развивающая деятельность»
Трудовая функция «Педагогическая деятельность
по реализации программ дошкольного образования»
|